ПОЧЕМУ КОТЕНОК СТОИТ ДОРОГО...
Итак, решение принято - вы покупаете котенка! Красивого. Как в рекламе
по телевизору, помните, недавно показывали. Породистого, с паспортом,
простите - с родосдовной, на все 12 колен. И, конечно, здорового, с
ветпаспортом, с отметками о сделанных прививках.
Вы набираете рекламный номер телефона питомника, узнаете стоимость
котенка и... . Да нет, денег, в принципе, не жалко, но как-то непонятно
- за что такие деньги?
Вопрос ценообразования во всех областях
человеческой деятельности всегда вызывал, вызывает и, скорее всего,
будет вызывать недоуменные вопросы, ответы на которые были, есть и,
скорее всего, будут неоднозначны. И статья, которую вы сейчас читаете,
одна из очередных попыток ответить на те самые недоуменные вопросы о
формировании цены на котят. Не научная статья , житейская.
Начнем с того, что вы не поехали за котенком в зоомагазин или на
"птичий рынок", не купили его в переходе метро (что само по себе очень
грамотное решение). Вы обратились в питомник. Вы обратились к
профессионалам, людям, которые знают что, как, когда и сколько нужно
купить, дать, сделать для того, чтобы вы наслаждались красотой,
обаянием, лаской и привязанностью своего любимца. Часто можно услышать,
что дворовые кошки редко болеют, долго живут. Возможно это так.
Возможно, но:
- не следует забывать, что так можно
говорить о кошках старше одного года, только эти кошки уже прошли
жестокий естественный отбор; а если котенку меньше двух месяцев (а
именно таких котят продают на "птичке" и в метро), то не известно,
доживет ли он до года;
- покупая котенка "на стороне" вы
никогда не узнаете " чистых ли он кровей", какой у него может быть
характер и повадки;
- справку о здоровье вашего котенка,
а, тем более, ветпаспорт вы не получите, сведений о сделанных прививках
тоже.
Людей, которые занимаются разведением (заметьте разведением, а не
размножением) еще называют "заводчиками". По-моему это правильно.
Питомник - это своего рода завод . Завод со своим производством, со
своими лабораториями, со своей экономикой и своей бухгалтерией. Завод
со своими правилами работы, которые называются "международный стандарт
на породу". Каждый заводчик обязан знать стандарт на свою породу,
только тогда можно говорить о разведении, а не о размножении. Если вы
не знаете стандарт, то вы не знаете недостатки своих собственных котят,
вы не знаете что и как у них нужно улучшать. Даже самый совершенный кот
имеет недостатки и, поэтому, всегда есть поле для селекционной работы.
Тщательное планирование вязок, кропотливый подбор производителей,
внимательное изучение родословных, достоинств и недостатков, подбор
генетических линий - все это очень напоминает исследования в заводских
лабораториях.
Если вы подумали, что я
забыла об основной цели данной статьи, то вы ошиблись. Очень коротко я
попыталась донести до вас одну из составляющих цены на котенка - уровень профессионализма и известность питомника.
И пусть вас не удивляет составляющая, которую, на первый взгляд, нельзя
пощупать, а ,тем более, оценить. Законы рыночной экономики действуют
везде, где есть понятия цены, стоимости, затрат и т.п. Ведь не удивляет
же вас то, что цена на продукцию фирмы Bosch при прочих равных
параметрах на ~ 20-40% выше, чем аналогичная продукция других фирм. Это
результат долгой, безупречной и высокопрофессиональной работы фирмы
Bosch.
Следующая составляющая цены очень тесно связана с
первой, даже можно сказать, что она вытекает из первой составляющей -
уровня профессионализма заводчика. Это - племенное качество. Уровень племенного качества зависит от фенотипа и генотипа.
Фенотип отражает
соответствие животного международному стандарту породы. Если говорить о
ценообразовании (а именно об этом мы сегодня и говорим), то условно все
животные могут быть разделены на три типа:
- шоу-класс - животные, наиболее полно соответствующие требованиям стандарта породы;
- брид-класс
(от англ. breed - разводить, размножаться) - кошки (только кошки!)
имеющие некоторые очень незначительные недостатки по типу, которые не
позволят получать высшие оценки на выставках, но способные давать
прекрасное потомство;
- пет-класс (от
англ. pet - любимец) - "кот на подушку", просто любимец семьи. Как
правило, к пет-классу относят котов, которые не могут быть отнесены к
шоу-классу и поэтому не сделают успешную выставочную карьеру т.к. судьи
всегда очень строго оценивают именно котов - производителей .
Вот в зависимости от того, к какому классу относится тот или иной
котенок, складывается и его цена. При этом немаловажное значение имеет
честность и порядочность заводчика, ведь это именно он определяет класс
своего животного. А это напрямую связано с уровнем профессионализма и известностью питомника!
Круг замкнулся. Если заводчик обладает низким уровнем профессионализма
и из-за этого неправильно определяет класс котенка или обманывает своих
покупателей, завышая класс котенка (завышая тем самым цену), к нему в
скором времени не пойдут покупатели, земля слухами полнится.
Вместе с тем, следует иметь ввиду, что когда я говорила об условном
разделении животных на три класса, я тем самым хотела сказать о возможных непредумышленных ошибках
в определении класса животного. Но такие ошибки , как правило, редки, и
,уж во всяком случае, не регулярны.
Генотип говорит
о чистокровности родословной котенка, о том, какие у него были предки,
какие свежие крови и в каком поколении были влиты. Вопрос о генотипе
-сложный вопрос и рассмотрение его в нашей статье не соответствует её
целевой направленности. Главное, что нужно отметить - "цена вопроса"
зависит и от генотипа котенка, поэтому при покупке не лишним будет
внимательно посмотреть родословную котенка, хотя начинающему заводчику
она мало о чем скажет.
Отдельно нужно отметить стоимость редкого окраса.
Редкий, а тем более, новый окрас - это результат долгой и кропотливой
работы. Это - четкий расчет и, одновременно, дело случая. Это - удача и
воплощение профессиональных знаний. Добиться редкого окраса - дорогого
стоит.
Следующая составляющая цены напрямую зависит от того, что было сказано выше - приобретение производителей для своего питомника.
Я надеюсь , что наши размышления о племенном качестве, которые мы
провели выше, позволят много не рассуждать о влиянии на цену котят
стоимости их производителей. Они обходятся недешево. А поскольку
отечественный рынок производителей по тем или иным причинам не всегда
удовлетворяет опытных заводчиков, приходится покупать производителей за
рубежом, что, естественно, значительно увеличивает расходы на их
покупку (билеты, виза, гостиница и т.д.)
Выращивание производителей (также как и выращивание котят) -
следующая составляющая цены. Для того, чтобы котенок вырос здоровым и
крепким необходимо правильное питание. Это питание можно обеспечить
двумя путями: профессиональными кормами или натуральными.
Профкорма. Для
хорошего роста нашего питомца необходимы сухой и консервированный
корма. Корма супер-премиум класса (Хилс, Ямс, Яконуба ) стоят очень
дорого. Для примера: 1 кг сухого корма Китти Кэт стоит 50 рублей, 1 кг
сухого корма Хиллс стоит 255 рублей, 1 кг. сухого корма Ямс - 275
рублей. ..........
Выставки. Только
там можно получить объективную оценку того, что вы приобрели и
вырастили. Только там можно оценить племенное качество ваших питомцев.
Выставки - это титулы, звания. Это - немаловажная строка в родословной
вашего питомца. Выставки - это очередные расходы, очередная
составляющая цены котенка. Сюда входят стоимость ветсправки, стоимость
экспертизы на выставке, стоимость ветконтроля. Если выставка происходит
в другом городе, то приплюсуйте сюда стоимость билетов на поезд или
самолет, стоимость гостиницы.
Здоровье -
это одна из основных причин, по которой вы обращаетесь за котенком в
питомник, а не на "птичку". И это следующая составляющая цены котенка.
В понятие здоровье я включаю много составляющих. Во-первых, это
прививки. Котенок проходит первый курс прививок (дважды) в 8 - 12
недель и не ранее. Взрослые кошки должны прививаться один раз в год.
Во-вторых, регулярное ветеринарное обслуживание и обследования. Сюда
входят не только обычные процедуры (например, глистогонные
мероприятия), но и чрезвычайные случаи (например, кесарево сечение при
родах). Не редкость в хорошем питомнике и ультразвуковые исследования
(УЗИ) почек и сердца, анализы крови на вирусную лейкемию (FeLV),
иммунодефицит (FIV). Кто сталкивался с подобными процедурами в нашей
человеческой жизни может оценить, сколько это стоит. Здоровье требует
средств.
Отдельной строкой следует сказать об оборудовании питомника.
В хорошем питомнике есть много чего - от мышки и когтеточки до "жилого
комплекса" ........ Даже в том случае, когда в питомнике есть свой
кот-производитель, в интересах селекции нередко приходится возить своих
кошек на вязку в другие питомники. Стоимость вязки - это очередная составляющая цены на котенка.
Нельзя обойти вниманием и такую строку расходов, как реклама. Известный
питомник не сразу становится известным. Это потом, по прошествии
определенного времени, слухи о хорошем питомнике (как, впрочем, и о
плохом) разносятся сами. Точнее сказать не сами разносятся, а людьми
разносятся . Теми людьми, которые уже сталкивались с этим питомником. И
это немалая доля покупателей. Но все-таки основная масса покупателей -
"жертвы рекламы". Увы, мы все - дети своего времени, а в наше время
реклама - двигатель торговли. Не дешевый, надо сказать, двигатель.
Неблагодарное это дело - отвечать на недоуменные вопросы. Я попыталась
очень кратко перечислить основные составляющие , которые влияют на цену
котенка. Причем, вы ,конечно, обратили внимание, что в статье не
указано ни одной суммы, цены, стоимости и т.п. Это сделано умышленно,
т.к. было бы некорректно называть конкретные цифры говоря о
ценообразовании в общем. Чтобы было более понятно о чем я хочу сказать
, приведу простой пример. Сегодня в Москве в радиусе всего 30 км цена
на бензин отличается на 8-12%. При стоимости 16 рублей/литр (условно)
это всего 1.28 - 1.92 рубля. А если это 100 литров? Вот поэтому и о
конкретнойконкретные условия ценообразования. А принцип
ценообразования, по моему мнению, везде одинаков.
Журнал "Кошки-инфо" № 1, 2006 г, Курчевская Е.В. ©
http://www.katrins.ru/cost.htm